Память — высшая когнитивная функция, которая обеспечивает усвоение и накопление информации, ее хранение и воспроизведение. Память определяет наше поведение, мышление, речь и сознание. Пациенты после инсульта предъявлять жалобы на трудности запоминания новой информации. Это может происходить из-за поражения различных структур головного мозга, которые отвечают за усвоения, удержания и объема воспроизведения новой информации.
Оценку состояния памяти и степень выраженности дефицита функции диагностирует клинический психолог. Для оценки памяти используются специальные тестовые задания: повторение серий слов; заучивание списка не связанных между собой 10 слов; запоминание 2 групп слов или картинок; запоминание 2 смысловых рядов; называние за 1 мин максимального количества слов из одной семантической группы, пиктограммы. Исследуются как непосредственное воспроизведение (сразу за предъявлением), так и отсроченное (через некоторое время после предъявления и выполнения другого действия). Чтобы уметь правильно диагностировать нарушения, необходимо иметь знания о высших корковых функциях и уметь правильно интерпретировать выявленный дефицит.
Существуют разные виды запоминаемой информации. Память разделяют на модально-специфическую и модально-неспецифическую. Модально-специфические виды памяти определяются соответственно анализаторным системам: тактильной, слуховой, зрительной, обонятельной и эмоциональную память (слухоречевая память). Модально-неспецифическая память охватывает самые разные стимулы и события. Качество этого вида памяти зависит от состояния связей между различными участками головного мозга.
Также выделяют произвольную и непроизвольную память, которые определяются по участию осознанности процесса запоминания. Непроизвольная память – это неосознанный процесс запоминания, происходящий без установки и дополнительных усилий, чаще всего сопровождающееся эмоциональным откликом, значимым событием. Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает определенные усилия для запоминания информации. Произвольная память включает программирование, выбор способа запоминания информации и контроль за процессом запоминания.
Еще выделяют непосредственное запоминание (сиюминутное запоминание информации), кратковременную память (возможность удерживать слуховые, зрительные стимулы и информацию в течение нескольких минут) и долговременную память (длительное сохранение неограниченного объема информации и возможность удерживать ее смысловые характеристики).
После проведения нейропсихологического обследования и определения дефицита нарушений памяти нейропсихологом составляется программа индивидуальных занятий и выбирается кратность проведения коррекционных занятий. При нарушениях слухоречевой памяти занятия проводятся совместно с логопедом.
Программа восстановительного обучения в обязательном порядке включает преодоление неспецифических компонентов нейродинамического синдрома (преодоление явлений повышенной истощаемости психических процессов, колебаний произвольного внимания) и мышления. Непосредственная работа по восстановлению памяти состоит из запоминания зрительных образов; запоминания двух групп по три слова; опосредованное запоминание (по методике А.Н. Леонтьева); запоминание с помощью пиктограмм (по методике Л.С. Выготского); запоминание пар слов, связанных по смыслу (ассоциативная память); семантическое кодирование (разделение на фрагменты); запоминание ритмических структур; запоминание рядов цифр; запоминание бессмысленных слов (по методике Г. Эббингауз); запоминание 10 слов (по методике А.Р. Лурия); запоминание серии слов (оперативная память); запоминание фраз и рассказов (непосредственное и отсроченное); запоминание по обобщениям (по методике Гробер – Бушке).
Таким образом, оценка памяти пациентов с поражением структур головного мозга и адекватный выбор методов работы – это непростой и творческий процесс, требующий знаний в области нейропсихологии, неврологии и нейропсихиатрии.